Содержание статьи
Что такое стендап
Ещё пару десятилетий назад российские телезрители практически не знали о стендапе, и что это такое. А на сегодня, этот юмористический жанр пользуется большой популярностью, благодаря его поклонникам, имеет высокий рейтинг на ТВ и многомиллионные просмотры в «мировой паутине». Когда появился стендап и почему так называется? Давайте познакомимся с этим юмористическим форматом.
История стендапа
Так как жанр пришел в Россию из англоязычных стран, то термин «стендап» переводится с английского как «комедийное выступление стоя». По еще одной версии, словоформа широко использовалась в мафиозных кругах, где stand-up обозначал «надежный, проверенный». Так как, комики выступали в ночных клубах, то их благонадежность и умение «не сболтнуть лишнего», тоже проверялась мафией. Сам термин появился в 1947 г. с легкой руки журналистов.
Формат шоу предполагает живое выступление артиста перед публикой, во время которого на суд зрителей предлагаются юмористические рассуждения о различных ситуациях, в том числе, и из своей жизни. Тематику беседы комик выбирает самостоятельно. По определению Джимми Карра и Энди Кауфмана, стендап, это когда: «… в оголенный нерв не стесняются лезть бор-машиной, не задумываясь об анестезии». Общество должно быть готово к разговору со зрителем с глазу на глаз.
Корни современного «StandUp» уходят в начало ХХ в. в послевоенные годы в США. В начале 1950-х гг. прошлого века публика устала от легковесных мюзиклов и нескончаемых сериалов о домохозяйках. Люди ощутили острую необходимость в поиске решения насущных проблем, пусть даже и в ироничной форме. В противовес «привычным» юмористам, которые обыгрывали абстрактные ситуации. Стендаперы отпускали в зал колкие остроты, касающиеся «наболевших» тем – от недовольства политикой, до нетрадиционных сексуальных отношений.
В начале 1970-х стендап появился в Великобритании, и окрасился в национальный колорит. Для выступлений юмористы выбрали пабы с их непринужденной обстановкой. Комики травили байки на злободневные темы, вызывающие спонтанную реакцию посетителей выступали в пабах, где травили интеллектуальные байки о классовых различиях, науке, политике и других темах.
В 1990-х гг. искрометный жанр пришел во многие европейские страны, в Азию и в Россию. В нашей стране знакомство со стендапом произошло благодаря интернету, популярности актера Эди Мерфи и Владимиру Загороднему. Переводчик озвучил концерт «Raw», полностью подстроившись под тембр и интонацию Мерфи, не упустив 225 раз слово «fuck». Остроты на грани фола быстро разлетелись на цитаты и стали популярны среди публики, благодаря интерпретации комиков.
Первые стендаперы в России
После царского шута Ивана Балакирева, признанного первым комиком на Руси, в сегодняшней России в этом жанре первыми стали пробовать себя резиденты «Comedy Club». В ночных эфирах канала ТНТ первыми пробами в жанре стендапа стали передачи «Убойная лига» и «Смех без правил». В них присутствовали различные варианты юмора – традиционный, парадоксальный и экспериментальный. Среди комиков, в тот период, Руслан белый с его шоу «Комик в городе», и Юля Ахмедова. Премьера шоу «StandUp» на ТНТ в данном формате состоялась в 2013 г.
А кто такие стендаперы? Специфика жанра предполагает выступление, где комик делится исключительно своими эмоциями по тому или иному вопросу. Поэтому, как не бывает единого жизненного опыта, так и нет «клонированных» стендаперов. На «большую сцену» попадают только неординарные индивидуальности. Вызвать смех и заставить задуматься, могут не только шутки на грани фола, черный юмор или самоирония, но и личная харизма артиста.
Виды стендапа
Англоязычная калька «StandUp» в России претерпела ряд изменений, в соответствии с менталитетом жителей нашей страны. Но, характерные особенности и формат шоу остались неизменными. К основным видам камеди-шоу относятся:
- Классический формат. Он представлен монологом – рассуждением артиста практически на любую тематику (работа, семейная жизнь, образование и т.п.). Задача комика – рассмешить публику любым доступным способом.
- «Сторителлинг». Артист представляет на суд публики историю из личной жизни в формате «рассказ приятелям». Он может описать веселый случай дома или на работе или бытовую зарисовку.
- Музыкальный стендап. Данный формат можно выделить как отдельное направление. Монолог может проходить на фоне музыкального сопровождения или эпизодических песенных вставок в выступлении.
- «Сетлист» (импровизация). Наиболее сложная форма выступления, т. к. комик должен веселить публику без подготовки, в режиме реального времени. Темы могут предлагать гости непосредственно из зрительного зала.
- «Прожарка». Формат предполагает стеб над гостями в зале. Как правило, объект высмеивания – медийная личность, селебрити или «коллеги по цеху».
- «Ванлайн». Направление предполагает шутку «в одну строку». В сценарии предусмотрены короткие предложения с разной тематикой, следующие одно за другим.
Помимо этого, артисты находятся в непрерывном поиске оригинальных вариантов для самореализации. Для этого изобретаются нестандартные формы подачи материалов, реквизит, музыкальное сопровождение, публика из зала и многое другое.
Как стать стендапером
Вы почувствовали, что можете «зажечь» публику искрометными шутками, но не знаете с чего начать? Вам пригодятся советы от известных российских комиков, которые уже взошли на «Олимп» жанра «StandUp». Вот некоторые из них:
- Чтобы побороть страх выступления на сцене, стоит чаще выступать со своими номерами перед знакомыми, и пробуйте свои силы на «Открытых микрофонах», которые проводят в крупных городах. Чем чаще показываться на публике, тем быстрее проходит неуверенность в своих силах.
- Определитесь с темой. Чтобы при выступлении не попасть впросак, это должен быть хорошо изученный материал. Иногда, начинающие комики рассказывают о своих приключениях и бытовых ситуациях. Это намного корректнее, чем иронизировать над другими людьми.
- Узнайте, сколько длится стендап выступление (в среднем – 3 минуты), и рассчитывайте время номера. Необходимо уложить как можно больше информации в определенный интервал. Для этого тренируйтесь как можно больше с включенным таймером.
- Чаще смотрите шоу с выступлениями мировых звезд камеди. Анализируйте их «фишки», и реакцию публики на шутки.
В мировой сети можно найти обучающие материалы, на пример, «Библия комедии. Stand Up» Д. Картер или «Не надевайте шорты на сцену» Р. Дархена , и онлайн-курсы, которые помогут научиться правильной подготовке к выступлению и выигрышной подаче текста. Кандидат в стендаперы может посмотреть видео о том, как вести себя на сцене, и об основных ошибках, которые стоит избегать при выступлении.
Как попасть в стендап
Первый опыт лучше всего получить на «Открытом микрофоне». Даже признанные комики не гнушаются выступлениями на этих площадках, чтобы «обкатать» новую тему. На этих вечеринках можно познакомиться со стендаперской тусовкой и получить дельные советы. Но, для начала стоит посетить мероприятие как зритель, чтобы реально представить свой выход со всеми деталями.
Чтобы оказаться на сцене, необходимо своевременно записаться на «микрофон» по указанным контактам в афише. Также, это можно сделать в соц. сетях в соответствующих группах. Как правило, мероприятие анонсируется за неделю. Но, нужно быть готовым, что кандидатов в стендаперы может быть значительно больше, чем мест на конкурсе. Поэтому не стоит отчаиваться, если в данном случае Вам не удалось попробовать свои силы.
Дважды в год проходят кастинги для участия в Stand-up Лиге. В случае успеха, комик участвует в батлах с другими претендентами. В финале участники работают над материалом со своими наставниками от 2 до 3 недель.
Если место закреплено, то стоит прийти на мероприятие заранее. В случае неявки, необходимо предупредить организаторов. Тогда освободившуюся вакансию займет другой участник.
Заключение
На сегодняшний день «Stand-Up» является медийным инструментом, который формирует мировоззрение общества. Комедийный артист помогает людям взглянуть по – новому на свои проблемы и найти их решение, благодаря юмору и самоиронии. Стендап дал старт многим талантливым юмористам. Поэтому, чтобы поднять себе настроение, можно посмотреть выступления комиков в записи или на подкаст-шоу, которые широко представлены в сети Интернет.